Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


Образовательная «Стратегия 2020»: куда катится наше образование?

Автор:
Просмотров: 8396
Комментарии (0)

Современные взгляды на образование в России, согласно новым сценариям развития, будут изменяться в рамках «Стратегии 2020». Возможность отказа от ЕГЭ не имеет будущего, как считают создатели стратегии, поэтому на возможность введения платного образование возлагаются большие надежды. Эксперты, которые не принимали участие в создании «Стратегия 2020», критикуют проект, как документ, не имеющий оснований.

Сценарий пока не подкреплен официально, но в распоряжении «Газета.ru» оказался его итоговый вариант. Оформлением «Стратегии 2020» занималась 21 группа составителей, за образовательную часть отвечала группа № 8, руководителем которой является научный сотрудник института развития образования ГУ-ВШЭ И. Фрумин и директор Московской высшей школы социальных и экономических наук А. Каспржак.

Члены группы № 8 изначально составили стратегические расчеты преуспевания образования в России. Авторы проекта отзываются об образовании в России, как одном из самых доступных в мире, и приводят статистику, согласно которой количество человек с начальным образованием или без образования в РФ составляет порядка 2%, что говорит о самом низком показателе на территории 55 стран мира. Количество молодых людей, которые окончили только школу - 9%, по этому показателю Россия уступает только Израилю и США.

Знания, которые дают нашим школьникам, составители документа об образовании тоже хвалят.

«Тот уровень знаний и умений, которые получают российские школьники, не уступает многим странам, возможно, он даже выше» - рассказывается в «Стратегии 2020». В подтверждение этим словам приводятся данные тестов по уровню знаний математики и естественно-научного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS). Данная статистика, в которой приводится всеобщая грамотность школьников РФ, объясняется в основном успехами начальной школы за 2006 год. Именно в этой статистике ученики 4-го класса стали первыми, кто научился понимать тексты и читать среди 40 стран мира.

Тем не менее, авторы не оговаривают, что согласно международному тесту PISA, в котором решающая роль отводится не только знанию, но и умению правильно применить свои знания на практике: выбрать самый выгодный тариф, рассчитать рост заработной платы, Россия находится в третьей группе стран. Результат учащихся РФ, согласно тесту, ниже среднего и уступает государствам Тихоокеанского региона и Европы.

После декларативного вступления в проекте образовательной части «Стратегии 2020», происходит перечисление главных проблем, согласно которым образование в стране не может правильно развиваться и изменяться в существующих условиях.

Одной из таких проблем, согласно стратегии, является неравномерность качества образования в федеральных центрах и регионах, а также школах «престижных» и «непрестижных».

Ко всему прочему, составители документа подчеркивают низкий охват жителей России услугами дошкольного образования и кризис образования вне стен школы, отсутствие новых педагогов и развал педагогического корпуса. Рассказывается и о противодействии реформам «на местах»: введение закона о возможности школам открывать частные секции и кружки, которые будут давать им дополнительный доход, но ограничит их финансирование со стороны государства.

Авторы «Стратегии 2020» признают избыточную сосредоточенность полномочий на федеральном уровне и отсутствие механизма общественно-государственного контроля. При этом они считают, что главная проблема - неидеальный механизм ЕГЭ и отсутствие национальной системы оценки качества образования.

Выход из сложившейся ситуации описывается несколькими сценариями в рамках документа.

Консервативный сценарий, в принципе, ничего не изменяет: отсутствие изменения образования, создание ЕГЭ как единственного документа оценки знаний, а в эталоне, как и прежде, расписан перечень документов и содержание материала для обучения по каждому из них.

Но создатели документа уверены, что при избрании такого сценария для развития образования в стране, проблемы, которые уже существуют, только усугубятся.

Устойчивую схему, которая существует на данный момент, как считают разработчики, необходимо довести до конца, не упуская и проект «Наша новая школа», улучшение механизма ЕГЭ и ГИА, а также введение в работу ФЗ-83 и механизма регулирования оплаты труда педагогов, который будет изменяться в зависимости от показателей качества.

После достижения стабильности документа предлагается перейти к улучшениям, которые дадут повышение гибкости управления образованием и расширенные правила автономии, независимости тех учебных заведений, которые смогут показать высокие результаты, по положению «свобода в обмен на качество».

Предлагается ввести повсеместно и расширить практику общественного влияния и контроля на всех уровнях образования, вплоть до передачи общественно-профессиональным объединениям ряда функций в области контроля и надзора.

Современное образование должно продвигаться в сторону индивидуальности и изменений - в конечном итоге для каждого ученика будет создан частный образовательный план.

С целью улучшения качества обучения авторы предлагают модернизировать стандарты образования педагогов и сделать особенные профессиональные стандарты для них.

Высшие учебные заведения должны измениться путем перехода на новые схемы выплат: модель, в котором бюджет вуза сопоставляется с учетом количества студентов, будет введен уже в 2012 году. «Стратегия 2020» поддерживает и дальше использование данной схемы. Тем вузам, в которые поступают абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ и участники олимпиад, платить из бюджета предлагается в 1.5 - 2 раза больше.

Школьников, которые имеют тройки, согласно документу, необходимо принимать только на контрактной основе (платно).

Самый важный момент модернизации - окончание работы над национальной системой оценки добротности образования по подобию и сходству с тестированием PISA, когда оценивается не только уровень знаний, но и уровень компетенции, в том числе и степень социализации учащегося.

Как дополнение к улучшению стратегии предлагается создание принципа, в котором вводится платное образование: «сфера приватного образования и социализации, рассматривается как рынок услуг».

Правительство России при реализации данного сценария, как считают разработчики, субсидирует получение дополнительного образования, путем создания собственных сертификатов - ваучеров, которые будут выдаваться социально малоимущим слоям населения. Развитие внешнего сектора образования предполагает отрицание аккредитации и форм лицензирования образовательных учреждений, а качество будут контролировать сами потребители, «голосующие рублем».

Согласно окончательному сценарию модернизации системы образования РФ, рекомендуется остановиться на подробном изучении финансирования каждого предложенного варианта.

Специалисты, которые ознакомились со «Стратегией 2020», относятся к документу очень критично. Большинство экспертов образовательной среды, которые не участвовали в написании стратегии, отказываются от комментариев, сопровождая свой отказ правилом «или хорошо - или ничего».

Те представители, которые готовы комментировать образовательный документ «Стратегии 2020», критикуют его за декларативность.

«Все это напыщенность, и те, кто, участвовал в процессе написания документа, это осознают. То, что написано, не будет реализовано. Например, есть хорошее предложение президента - «Наша новая школа», но ничего не делается для осуществления этого проекта. В течение 5 лет рассматриваем реформу педагогического образования, но не сделали никаких определенных шагов», - прокомментировал изданию «Газета.ru» Лев Любимов - заместитель научного руководителя ВШЭ.

Большинство специалистов сходятся на мнении, что данная стратегия - это показной предвыборный проект и способ заработка для его создателей.

«Мне кажется, что документ «Стратегии 2020» был написан под выборы и за большие деньги. Я не в курсе стоимости проекта, но могу предположить, сколько он стоит. Стоит напомнить, что Кудрин говорил о том, что школьные стандарты обошлись государству в сумму более 1 млрд. рублей, - предполагаю, что «Стратегия 2020» обошлась гораздо дороже», - считает депутат КПРФ Олег Смолин.


Факультет.Ру





Аналогичные новости:

  • Лучшие учителя получат по 100 тысяч рублей
  • Украинские ученые требуют убрать теорию Дарвина из школьных учебников
  • Конкурс от компании «Сименс» для старшеклассников
  • Время математики пришло
  • Качество экономистов в России падает