Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


Разрушаем мифы, чтобы постичь истину

Автор:
Просмотров: 3078
Комментарии (0)

Не так давно, а именно в апреле-июне нынешнего года прошло масштабное мероприятие в сфере образования – состоялся ЕГЭ. Действительно можно говорить о масштабности, потому как ЕГЭ сдавали свыше 900 тыс. выпускников средних школ в 83 населенных пунктах Российской Федерации и еще в 52 странах зарубежья. В рамках ЕГЭ было проведено более 3 миллионов государственных экзаменов. Обязательными дисциплинами к сдаче были математика и русский язык. Лидерами среди предметов по выбору стали физика, обществознание и история. Наименьшее количество выпускников проявило желание сдавать испанский язык. Максимальный результат в результате проведения ЕГЭ, а именно 100 баллов, удалось заработать 2244 выпускникам. Статистика показывает, что самой сложной дисциплиной школьной программы оказалась информатика (11% выпускников не дотянули даже к минималке по баллам), на втором месте география (10%), да и с немецким языком не сложилось у 9% школьников. Около 30 тыс. выпускников останутся без аттестатов, так как они провалили обязательные математику и русский, не набрав минимальное количество баллов.

Как сообщает глава Рособрнадзора Любовь Глебова, ЕГЭ влечет за собой появление большого количества мифов, со временем и сагу можно будет составить. Но пока трудности, которые увидели перед собой абитуриенты и вузы, совсем не мифические, а ситуация в системе образования оставляет желать лучшего.

Джигиты-стобальники, вперед!

Окончились экзамены – начались вступительные соревнования за право учится в высшем учебном заведении. Неоднократно СМИ сообщали, что вузы столицы и Санкт-Петербурга штурмуют абитуриенты, уроженцы Северного Кавказа, которые показали просто блестящие результаты. Что и говорить, 100 баллов – очень серьезный показатель, который часто требует проверки подлинности. Миф о гениях-джигитах можно легко развеять, если провести проверку по существу, отметила Любовь Глебова. Так, в Чеченской республике не зафиксировано ни одного максимального результата ЕГЭ. Высокое количество стобалльных результатов настораживает и в тех регионов, откуда поступают такие показатели, Рособрнадзор проводит перепроверки. Например, по Адыгее было отмечено много сертификатов ЕГЭ с отметкой 100 баллов по истории и биологии. Перепроверка почти в два раза сократила их количество.

На самом деле подобные случаи не являются систематичными. На общем фоне очень просто определить, что некоторые результаты не достоверные, поэтому Рособрнадзор решает вопрос очередной перепроверкой. Более того, в новом учебном году планируется проводить мониторинг успеваемости тех студентов, которые получи возможность учиться вузе благодаря высоким результатам ЕГЭ. Такую инициативу выявили ректоры многих вузов, и Рособрнадзор пошел им навстречу, предложив также проконтролировать успеваемость олимпиадников.

Лидеры и аутсайдеры

Любовь Глебова еще раз подчеркнула, что Рособрнадзор категорически против того, чтобы были выделены «лучшие» и «худшие» регионы по результатам среднего балла, полученного выпускниками школ в результате ЕГЭ. В противном случае регионы начнут нездоровую гонку за лидерством, которая сведет насмарку желание Минобразования получить объективные результаты ЕГЭ. Необходимо, чтобы в сознании педагогов отпечаталась единая истина, мотивирующая их к честным действиям: «объективные данные гораздо выгоднее и важнее, чем натянутые фиктивные результаты».

Сегодня Министерство образования и науки должно проанализировать результаты ЕГЭ с разных точек зрения. Сейчас эксперты анализируют ситуацию в образовательной сфере тех регионов, где зафиксированы самые низкие результаты ЕГЭ. Педагогические советы и конференции, которые пройдут в августе, в подробностях обсудят тему ЕГЭ, так отметила Любовь Глебова. Полученные результаты и их критический анализ станут основой для разработки новой стратегии организации государственной аттестации для выпускников школ.

Нельзя сразу делать выводы, не сделав подробного анализа результатов ЕГЭ. Строить выводы на отдельных единичных фактах – это, в конце концов, безответственно, сообщает руководитель Рособрнадзора. Глебова припомнила, какие мифы всколыхнули всю страну, когда госаттестация школьников была только на старте. По тем данным и контрольно-измерительные материалы подвергались сомнениям, проводились судебные разбирательства по поводу их соответствия стандартам образования; ходили слухи о том, что значительное количество школьников «выбросят» из-за плохих результатов ЕГЭ, что они не получат аттестат и не смогут продолжить учебу, не поступят в вуз, и даже пополнят ряды уголовников! Главное, что ни один миф не был воплощен в реальность, отметила Любовь Глебова. Конечно, приходится признать тот грустный факт, что единичные нарушения процесса проведения ЕГЭ были – это и списывание, и попытки подтасовать результаты, но Рособрнадзор и Министерство образования ведут серьезную работу, чтобы впредь предотвратить подобные явления. Сейчас вовсю слагаются мифы о приеме абитуриентов в вузы по результатам ЕГЭ.

Вузы до сих пор консервативны?

Большое количество вузов так и не перестроили свою работу, ориентируясь на новые правила приема абитуриентов по результатам ЕГЭ. Доказательством этого являются громадные очереди поступающих в приемных комиссиях университетов. Возможно, не все знают, что документы можно подать посредством заказного письма по почте, а кому-то не хочется полагаться на других – лучше самому и лично в руки члену приемной комиссии предоставить необходимую документацию. Настоятельной рекомендацией многих вузов является сдача абитуриентами оригинальных свидетельств ЕГЭ до 25 июля – крайний срок сдачи вступительной документации. Такое требование – абсолютно неправовое, сообщила Любовь Глебова. Указанное нарушение перечеркивает все возможности, которые дает ЕГЭ для абитуриента, которые изъявляют желание пробовать свои силы в нескольких вузах.

Абитуриент не ограничен определенным количеством вузов и имеет право подавать свои документы в любой из существующих университетов страны, и никаких неудобств ни для него, ни для приемной комиссии вуза не должно быть. Приемная комиссия получает копию свидетельства о результатах единого государственного экзамена, обязана проверить ее в федеральной базе данных и внести в рейтинг определенного вуза. Первые строчки списков занимают те абитуриенты, кто получил самые высокие результаты по ЕГЭ. Зачисление отличников произойдет только тогда, когда приемной комиссии университета будет предоставлено оригинальное свидетельство результатов ЕГЭ (принести документ нужно в течении недели после 25 июля).

В противном случае, то есть, когда свидетельство не принесли в срок, потенциальный абитуриент будет вычеркнут из списка – это начало второго этапа зачисления. Будут составлены новые списки потенциальных студентов, составленные из тех абитуриентов, которые имеют более низкие баллы, но стоят в очереди по рейтингу. Кроме того, для 153 категорий граждан предоставлены льготы на поступление в вуз. В ближайшем времени Минобрнауки готовит новый законопроект о сокращении количества категорий льготников.

ЕГЭ будет совершенствоваться

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова признала тот факт, что ЕГЭ далек от идеала, и этот инструмент и механизм, с помощью которого осуществляется проверка знаний школьников, необходимо совершенствовать, чтобы получать объективные результаты. Также необходимо доработать нормативно-правовую базу, которая обеспечивает проведение итоговой государственной аттестации выпускников школ, а также прием абитуриентов в высшие учебные заведения согласно результатам ЕГЭ. На сегодняшний день наблюдается нехватка инструктивных и информативных материалов, которые дают возможность ответить на множество вопросов. Поэтому Рособрнадзор работает над созданием уточнений, дополнений и разъяснений к основным нормативно-правовым документам.

Еще одна проблема, которая требует срочного разрешения – совершенствование контрольно-измерительных материалов. Нынешний год ознаменовался созданием на альтернативной основе указанных материалов (КИМ) по математике. Что касается процедуры проведения ЕГЭ на следующий год, то Рособрнадзор планирует проводить его по ИКТ с использованием компьютеров. Также необходимо доработать задания и технологию проведения экзаменов по иностранным языкам: тут наиболее проблематичный аспект – говорение. Оставляют желать лучшего и тестовые задания для проверки знаний по гуманитарным дисциплинам – специалистам в этом направлении еще работать и работать.

Глава Рособрнадзора не стала комментировать, насколько объективные результаты показывают нынешние тесты по гуманитарным предметам. Глебова развенчала еще один миф о том, что множество других стран давно отказались от проведения ЕГЭ. В других странах тестовая система оценки и контроля знаний значительно трансформировалась, они выбрали оптимальный вариант для своей страны, а мы только начали развиваться в этом направлении. Более того, развитие системы образования происходит синхронно с социально-экономическими изменениями в стране, а также в мире. Так что механизмы ЕГЭ будут совершенствоваться всегда, так как это процесс - перманентный.


Факультет.Ру




Аналогичные новости:

  • Рособрнадзор: двойка по ЕГЭ не помешает поступить в вуз
  • Достоинства ЕГЭ сократили
  • Рособрнадзор требует сокращения льгот для абитуриентов
  • Четверть выпускников получила ''двойки'' по ЕГЭ
  • В России не будут сокращать сроки учебного года