Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


Как научиться слушать?

Автор:
Просмотров: 10271
Комментарии (1)

Старая пословица гласит: у нас два уха, но только один рот, потому мы должны слушать в два раза больше, чем говорить. При этом, что самое важное, довольно немногие люди умеют слушать. Этому надо учиться, но вы никогда не найдете урока по умению слушать в школьной программе.

Существует три уровня умения слушать:

1. Притворное слушание

Это слушание происходит тогда, когда слушатель обдумывает свои мысли, а собеседнику показывает свое участие в разговоре. В этом случае он всячески делает вид, что внимательно слушает, улыбается, кивает время от времени, но если этого человека спросить, он многое не сможет повторить из того, что было сказано. Его голова занята другими мыслями.

2. Слушание "вроде попугая"

В этом случае слушатель воспринимает информацию автоматически, не задумываясь над ее смыслом. Он может повторить каждое сказанное слово, но не сможет раскрыть тему.

3. "Настоящее" слушание

Это слушание характеризуется полным участием в разговоре. Слушатель понимает слова и чувства вложенные в них. Кроме того, он уточняет некоторые сообщения, что бы убедиться в правильности их восприятия.

Хороший слушатель это человек, который умеет ответить взаимностью. Другими словами, он работает на третьем уровне.

Существует несколько препятствий, которые мешают хорошему умению слушать. Уже тот факт, что вы знаете о них, может быть первым шагом к избеганию их в будущем.

1. Слушание типа "мечтания"

Научно доказано, что скорость разговора среднего человека в 4-5 раз меньше скорости обработки информации мозгом. Их этого следует, что из каждой минуты общения 45-48 секунд являются так сказать «свободными», во время которых человек может обдумывать как тему общения, так и свои проблемы и заботы. Большинство людей в это «свободное» время заняты личными делами, что неминуемо влечет за собой спад внимания к теме разговора. Мозг переключается от одной темы к другой и назад. Так очень легко пропустить важные вещи, выраженные оратором.

2. Слушание с "закрытым мозгом"

Случается, что, общаясь с человеком, мы считаем, что тема разговора для нас не интересна или не нова и ничего нового мы не узнаем. Мы не воспринимаем информацию и результат разговора оправдывает первоначальное мнение.

3. Слушание типа "слишком мудрено для меня"

Этот тип слушания по сути противоположен предыдущему. Человек слушает, но со временем принимает решение о том, что предмет разговора слишком сложен для его понимания. Как результат, мозг «отключается» и перестает воспринимать информацию.

4. Слушание типа "красный платок"

Слова имеют большую силу, они могут вызвать бурю эмоций, раздражение, волнение, злость. Так как каждый человек индивидуален, у каждого свои ценности и жизненный опыт, во время разговора собеседник, сам того не желая и не подозревая, может высказать именно те слова, которые могут вывести Вас из эмоционального равновесия. Как итог, Вы перестаете слушать.

5. Слушание типа "как вы смеете говорить это"

Большинство людей уверенны в своих словах и убеждениях. Никому не нравится когда эти глубокие убеждения или взгляды поддают сомнению. Если собеседник начинает сомневаться или высказывать недоверие Вашим словам, Вы, сами не сознавая этого, перестаете слушать и переходите в состояние отстаивания своего мнения или планируете контрнаступление.

6. Слушание типа "получения фактов"

В школе нас учили запоминать факты. То же мы делаем и в жизни, запоминаем факты, повторяем и запоминаем. Но, занятые запоминанием, мы пропускаем новые, которые пытается донести до нас собеседник.

7. Слушание типа "нотации на бумаге"

Этот тип практически аналогичен предыдущему только с той разницей, что в данному случае мы не пытаемся запомнить факт путем повторения, а пытаемся записать его. Многие в институте писали конспекты и знают, что только используя стенографию возможно полное фиксирование изложенного материала лекции. Процесс вещания информации намного быстрее чем скорость его фиксирования - письма. Таким образом, конспектируя лекции, мы концентрируем внимание на бумаге, но не воспринимаем и не запоминаем услышанное.

8. Слушание типа "это интересно"

Порой нам рассказывают увлекательные и интересные вещи, в следствии чего мы отвлекаемся от разговора и начинаем обдумывать и прорабатывать варианты и идеи для себя. Делая это, мы теряем нить разговора, так как прекращаем слушать.

9. "Предварительно обусловленное" слушание

Случается, что перед общением определенный человек нас настраивает на него. В случае если этот человек важен для нас или симпатичен, восприятие услышанного искажается. Мы воспринимает информацию не так, как мы ее услышали, а так как нам ее представили перед самим общением.

10. "Ленивое" слушание

Часто общение происходит в шумных местах. Ленивый слушатель никогда не предложит Вам перейти в более тихое место, он вообще не обратит свое внимание на то, что шум мешает. Это происходит потому, что ленивый слушатель не сосредотачивает свое внимание на собеседнике, а соответственно не замечает препятствий и неудобств.

Хороший слушатель не может быть пассивным. Если мы слушаем, значит наш мозг трудится и соответственно активен. Данный процесс характерен тем, что воспринимая услышанное, мы пытаемся отреагировать. У нас возникают эмоции, возникает желание ответить на сказанное.

Для того, что бы стать хорошим слушателем наобходимо использовать следующие навыки:

1. Уделять внимание. Общаясь с человеком, уделите ему внимание, оградите ваше общение от постороннего вмешательства.

2. Наблюдать. Всегда смотрите на человека, с которым Вы ведете разговор. Если Вы отводите взгляд, значит, Вы не искренни, и человек Вам не интересен. Обращайте внимание на тон, которым Вам передают информацию, на мимику и жесты, они могут о многом рассказать и дополнить Ваш разговор.

3. Входить в контакт. Время от времени возвращайтесь к тому, что Вы поняли со слов собеседника, делайте это не дословно, а частично изменив слова. Этим Вы демонстрируете собеседнику, что его информация воспринята Вами полностью и правильно, возможно это поможет ему посмотреть на суть его проблем со стороны, а значит более объективно.

Приятного Вам общения!

Факультет.Ру





Аналогичные новости:

  • Полезные советы студенту
  • Разыскиваются инженеры: энергоменеджер
  • 10 способов обрести уверенность в себе
  • Экзамен: как правильно отвечать на дополнительные вопросы и реагировать на ...
  • От чего на самом деле должен зависеть выбор будущей профессии