Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


Большинство выпускников вузов не может найти работу по специальности

Автор:
Просмотров: 3189
Комментарии (0)

Почему сегодня на рынке труда востребованы одни специалисты, а из стен вузов выходят совсем другие - эту проблему обсуждали на совещании в Новосибирске, которое министр образования и науки России Андрей Фурсенко провел с ректорами местных вузов. С подробностями - корреспондент "РГ".

На встречу с министром собрались руководители всех государственных и коммерческих вузов Новосибирска. Руководитель Совета ректоров вузов Новосибирской области Николай Пустовой сразу обозначил ряд проблем.

- Нас беспокоит отсутствие ясности по стандартам и классификаторам. Вузы уже должны переходить на двухуровневую систему обучения, а нам никаких указаний не поступало, - сказал он.

По национальному проекту "Образование" НГТУ и классический госуниверситет получили порядка двух миллиардов рублей. На эти средства созданы десятки центров коллективного пользования, приобретено уникальное оборудование, ведется переподготовка кадров. Но, как считает Пустовой, эти вузы должны стать точками качественного роста образования. Он предложил создавать на их базе центры сетевого использования оборудования и подготовки новой волны специалистов, ориентированных на инновационную экономику.

Переживают ректоры и за судьбу единого государственного экзамена, хоть и отметили, что в регионе "оголтелого неприятия этой системы контроля знаний не наблюдалось".

- Мы видим плюсы и минусы ЕГЭ, - подхватил тему руководитель областного департамента образования Владимир Иванов. - Где обучили плохо, там и результата нет. ЕГЭ реально отражает ситуацию. Хотя еще необходимо совершенствовать этот механизм. К примеру, по математике ЕГЭ отработано и вопросов не вызывает. А вот проверять знания по литературе в форме ЕГЭ, по-моему, сложно.

Он сообщил, что в регионе успешно проводится комплексная модернизация сферы образования, в результате которой средняя зарплата учителей подросла с 6 600 рублей в 2006 году до 14 167 рублей в нынешнем. Начата реструктуризация сети системы образования, которая может привести к закрытию малокомплектных школ. Этого, особенно в сельской местности, как считает Владимир Иванов, допустить нельзя.

В ответ Андрей Фурсенко заверил, что классификаторы и стандарты будут готовы скоро, идет их комплексная закупка и согласование. Но, раз уж речь зашла о подготовке бакалавров и магистров, то он посчитал нужным остановиться на еще одном важном моменте.

- Почему все мы ставим задачу - как можно больше выпустить магистров? Коллеги, это ненормально! Мы готовим людей, потом их переучиваем. Это неэффективно ни с точки зрения затрат государства, ни самого человека, - сказал Фурсенко. - Образование должно соответствовать нуждам экономики. А у нас что получается? Человек с дипломом педуниверситета работает официантом, потому что не может трудоустроиться по специальности. Зачем мы обманываем себя и молодых людей? Сегодня проблема кадров - ключевая.

Он подчеркнул, что прошли те времена, когда многие технические и аграрные вузы выживали за счет набора на специальности "юрист", "филолог", "менеджер". Вузы должны отказаться от обучения непрофильным специальностям. В этом смысле ЕГЭ тоже должен стать неким мерилом.

- С 2009 года единый госэкзамен выходит на регулярный режим. И, я считаю, будет правильным установить черту, после которой нельзя принимать человека ни в какие вузы. Троечку с плюсом по ЕГЭ может получить любой школьник, приложивший минимальные усилия. Если же он не набрал необходимое количество баллов, значит, у него нет и малейшего желания получать высшее образование, - сказал Андрей Фурсенко.

Но и вузы не должны стремиться поголовно стать федеральными или национальными.

- Я не понимаю, откуда пошел этот ажиотаж? Почему все решили, что надо создавать у себя федеральные университеты. Недавно у меня был губернатор Томской области Виктор Кресс. Тоже задает этот вопрос. Зачем? Какой смысл? Когда в Томске есть классический университет, "политех" и университет систем управления и радиоэлектроники. И каждый из них входит в число лучших в стране. То же самое касается Новосибирской области и других регионов страны, - сказал Андрей Фурсенко.

Он отметил, что ранее были созданы два федеральных университета - в Красноярске, где не было достаточных возможностей для подготовки кадров, и Ростове-на-Дону, а третий создается на Дальнем Востоке. Это были геополитические решения, и, наверное, таких решений будет принято два-три, не больше. При этом министр подчеркнул, что к объединению уже действующих вузов в федеральные университеты нужно подходить взвешенно, и главным для любого вуза, независимо от формы его организации, статуса и названия, должно стать "хорошее качество образования".

В свою очередь, сильным вузам обещана поддержка в превращении их в мощные научно-образовательные центры. Серьезные деньги уже пришли по национальному проекту, а по федеральной целевой программе с 2009 года планируется выделение средств на строительство студенческих общежитий.

Что же касается научно-исследовательской деятельности в вузах, то, по наблюдению министра, она оставляет желать лучшего. Для стимулирования результативности вузовской науки и ориентации ее на потребности экономики уже реализуется федеральная целевая программа. Как сообщил корреспонденту "РГ" Андрей Фурсенко, половина всех расходов вузов на выполнение научных исследований по заказу промышленных предприятий и коммерческих компаний будет оплачиваться из федерального бюджета.

- Требуется одно - бизнес должен сформировать для вуза заказ на нужные ему исследования и взять на себя половину расходов. Государство же будет участвовать в софинансировании этих научных работ 50 на 50, - сказал министр. - Со стороны государства на это выделяются довольно большие средства - до 150 миллионов рублей на три года на один вуз.

Удивительно то, что пока ни от кого никаких заявок не поступало. Неужели вузовские разработки никому не нужны? Впрочем, по мнению специалистов, информация еще просто не до всех дошла, поэтому процесс несколько затормозился.


По материалам rg.ru





Аналогичные новости:

  • Государство возьмет на себя половину расходов на научные исследования вузов
  • Фурсенко хочет сократить бюджетные места в ВУЗах
  • Оценки по ЕГЭ усовершенствуют
  • ВУЗы должны давать высшее образование, а не диплом о нем
  • Фурсенко: В России должно остаться 50 университетов