Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


Учиться, учиться и еще раз учиться...Чему?

Автор:
Просмотров: 4668
Комментарии (0)

"Ученье – свет, а не учёных – тьма". Кажется, с недавних пор в России количество не ученых медленно увеличивается. Причём именно за счет соответствующего "учения". Любое лекарство может излечить, а может принести вред. Главное – уметь пользоваться. С образовательным процессом – то же самое. Настрой на одну "волну" – будет счастье, настрой на другую – появятся толпы активистов, обладающих, в лучшем случае, пэтэушным мышлением. В этом им поможет Интернет. На днях во всемирной сети "всплыли" ответы по русскому языку для ЕГЭ, а на Сенной площади Санкт-Петербурга обнаружили (иначе не скажешь) торговца этими самыми бланками. По 500 баксов за штуку.

Всё было б не совсем уж так грустно, если бы не всероссийский масштаб нового бизнеса, который процветает, заодно окончательно уничтожая престиж понятия "российское образование". Взятки брали, дипломы продавали, теперь "на прилавках" появились экзаменационные ответы к ЕГЭ. Впрочем, подобное уготовили еще раньше, когда в стране стали выпускать учебники и задачники с ответами (а то и решениями) на последних страницах. Дурной тон, конечно. Большущая "халява", обещающая в будущем очень крупные неприятности. Вероятно, непрофессионализм одних придется восполнять героизмом других. Но, если не ошибаюсь, характер тоже нужно воспитывать. Следовательно...

Надо заметить, со стороны отечественных экспертов многие инициативу введения ЕГЭ сразу встретили в штыки. Вот что рассказал в интервью Накануне.RU президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков

"Я с самого начала был противником введения ЕГЭ в том виде, в котором нам его пытаются навязать. То есть обязательным для всех и, фактически, в качестве единственной формы проверки итоговых знаний за курс средней школы и единственной для поступления в ВУЗ. В такой системе заложены принципиальные стратегические ошибки. Во-первых, тестовая форма оценки  не может быть полностью объективной и четко показывать весь уровень знаний учащегося. Во-вторых, это чревато серьезными "случайностями". Европа уже переболела этой болезнью и ушла от ЕГЭ в тестах. А мы до сих пор идем по задворкам и пытаемся повторять чужие ошибки. Надо помнить, что единый госэкзамен не дает возможности осуществить правильный профессиональный отбор. Когда мы говорим о поступлении в заведение высшего профессионального образования, нужно смотреть имеет ли абитуриент соответствующий уровень знаний для данной специальности. Ничего подобного ЕГЭ не "высвечивает"".

И этот эксперт не одинок в своих суждениях. Похожие настроения витают в среде, которая связана обучением детей в первую очередь. Я подразумеваю учителей, педагогов, "преподов". Им виднее. У них, естественно, свой взгляд на все эти вещи. Конкретный.

"Отношение к ЕГЭ очень сложное. По положению "Об итоговой аттестации" ученик вправе выбрать письменную или устную форму экзамена, кроме экзаменов по русскому языку, литературе и алгебре. Появится ли право выбора для обучающихся – сдавать экзамен в форме ЕГЭ, либо в традиционной? Мне представляется большой опасностью сдача в форме ЕГЭ таких предметов как литература, история, обществознание. Формирование тестового мышления по данным предметам может нанести непоправимый урон всему образованию в целом. Например, в истории важно не только знать даты, самое главное понимать значение события и его роль в истории страны. Это понимание в тестовой системе увидеть очень трудно, а порой и невозможно. То же самое в литературе. Ведь этот предмет, прежде всего, формирует духовные ценности, мировоззренческие позиции. И никакой "Блок С" не сможет заменить эмоциональных, ярких ответов учеников на экзаменах. Также мне кажется, что математика не должна быть обязательным предметом при выпуске из 11 класса. Либо для гуманитарных профильных классов задания должны быть иные, чем для универсальных традиционных классов и профильных информационно-технологических",- рассказывает  в интервью Накануне.RU директор екатеринбургской школы № 113 Лариса Сулина.

Не менее критично высказался в интервью "Российской газете" и Виктор Садовничий, ректор МГУ, где, кстати,  в качестве вступительных экзаменов сертификаты ЕГЭ не будут приниматься, абитуриентам предложат только добровольно указать в анкетах - какие баллы они получили во время единого тестирования, чтобы сравнить их с итогами вступительных испытаний:

"Сертификаты ЕГЭ мы в этом году не будем принимать ни на одном факультете. Напротив, мы всеми силами демонстрируем, как можно отбирать талантливых детей по всей России другими способами. Уже на сегодняшний день, когда работа приемных комиссий только начинается, мы практически приняли в студенты около 3 тысяч человек - победителей различных олимпиад, причем половина из них - ребята из провинций. Считал и считаю, ЕГЭ не должен стать единственной формой оценки знаний. У ряда вузов должны быть возможности проводить собственные дополнительные испытания. Сейчас в правительстве готовится постановление, в котором будут перечислены такие высшие учебные заведения".

Альтернативное решение может быть очень простым. Ему уже следуют многие страны, в том числе Америка, откуда мы, как и многое другое сомнительного качества, позаимствовали тестовый экзамен. Так, во Всероссийском фонде образования предлагают за курс средней школы оставить классические экзамены, которые будут экзаменами на аттестат зрелости. Иначе само понятие аттестата зрелости просто напросто девальвируется. При приеме в ВУЗ предлагают представлять портфолио - оценки и результаты выпускных экзаменов в старших классах средней школы, набор творческих работ поступающего, информацию о его победах в олимпиадах, конкурсах, викторинах, резюме. Специалисты должны определить склонности, способности, возможности абитуриента. В качестве второстепенного фактора могут использоваться результаты тестирования. Тесты должны носить психолого-педагогический характер. Например, в американских Стенфорде или Йеле поступающий представляет огромный пакет документов, на основании которых комиссия рассматривает его кандидатуру. Наиболее одаренным и талантливым финансовые комитеты данных университетов предоставляют стипендии и гранты для обучения.

Вообще, сегодня в стране с пресловутым ЕГЭ сложилась весьма любопытная ситуация. Экзамен, пока еще, имеет статус эксперимента, а, следовательно, он не может быть обязательным для всех. Обязать сдавать его - антиконституционно. Тем не менее, ряд ВУЗов, под давлением Министерства образования и Рособрнадзора, как считает Сергей Комков, перешли к приему только исключительно по результатам ЕГЭ, что является дискриминацией в области образования. Например, РУДН, где ректором является бывший министр образования Владимир Филиппов, принимает только по результатам единого экзамена. Это является грубейшим нарушением гражданских прав. Более того, руководство министерства образования почему-то бежит впереди поезда, и объявило, что в 2008 году экзамен становится обязательным для всех. Хотя по закону, который приняла Госдума, это должно случиться в 2009 году.

Между тем, продажа егэшных ответов поставлена на широкую ногу. Купить готовые решения можно запросто. Либо через Интернет, либо через точки, которые знают почти все школьники. Материалы тиражируются и рассылаются коммерческими структурами. В Госдуме уже звучал вопрос о компетентности руководителей Рособрнадзора.  

"Нужно выяснить, куда потрачено порядка 300 миллионов долларов из госбюджета. Почти 50 миллионов долларов каждый год расходуется не понятно на что. Скорее всего, деньги идут по карманам чиновников и различных коммерческих структур, которые принимают в этом участие. Скажем, "Крок инкорпорэйтед", которая внедряла автоматизированную систему экзаменов и продавала в каждый регион компьютерный компакт-диск с соответствующей программой по цене 2 миллиона 900 тысяч рублей. Самая навороченная программа "Майкрософт" стоит 10-12 тысяч долларов. А здесь – 100 тысяч. Поэтому депутатский корпус очень возмущен. Серьезные претензии предъявляются к тем депутатам ГД, которые "не приходя в сознание" проталкивали этот опасный для страны закон", - говорит Сергей Комков.

По словам экспертов, складывается впечатление, что кто-то преднамеренно пытается повести Россию по ложному пути, чтобы дискредитировать ее в глазах мирового образовательного сообщества. Сейчас по качеству обучения РФ занимает 27 позицию. А по коррумпированности в образовательной области - 120 место в мире (чем ниже, тем хуже). Рядом с Кенией и Камеруном. Самыми чистыми в этом плане странами являются Финляндия, Норвегия и Швеция. Недавно ЮНЕСКО объявило, что ежегодно в России на взятки для поступления в ВУЗы "идет" 520 миллионов долларов. Эта цифра занижена. Только при сдаче ЕГЭ общая сумма взяток достигает более 2 миллиардов "зеленых". Вспомним вышеназванного "купца" на Сенной площади Санкт-Петербурга. Допустим, у него отоварилось за 3-4 дня до начала экзамена тысяча человек. Получается 500 тысяч  баксов за один экзамен на одной торговой точке. А теперь прикиньте, сколько денег, таким образом, вращается в целом по стране. Широкомасштабный мошеннический бизнес. Понятное дело, что известные всем ведомства всеми силами будут отстаивать продолжение этого эксперимента и перевода его в штатный режим, потому что ЕГЭ является огромным источником доходов для некоторых чиновников. Работу коммерческих организаций, сотрудничающих с назваными ведомствами в сфере реализации ЕГЭ (прежде всего – рассылка секьюр-паков с заданиями), никто не проверяет. Нет никаких проблем для налаживания индустрии по производству "шпаргалок".

"Я очень боюсь, что изменится вся система образования. Мы потеряем замечательные основы русской, советской, российской методологии преподавания, будет формироваться сугубо прямолинейное мышление, основы философского, гуманистического воспитания и просвещения окажутся подорваны. Преподавание сведется к натаскиванию на выполнение тестов, - рассказывает Лариса Сулина.

Сегодня участие в эксперименте добровольное. Никакого принуждения нет. Например, в нашей школе пробный ЕГЭ по истории в этом году из 50 выпускников написали 38. Но все написавшие выбрали традиционную форму сдачи экзамена, прекрасно понимая, что в ВУЗе им придется вновь сдавать экзамен по истории. Главным аргументом выпускников при выборе традиционной формы экзамена является непосредственное общение с учителем и желание как можно подробнее показать знание предмета".

Словом, еще неизвестно, каким станет продолжение "истории". Если власть сменится, (Что вряд ли. Я имею ввиду координальную смену политических элит, а не рокировку в рядах) будут внесены поправки, или "новая метла" примется совсем по-новому мести. По мнению Сергея Комкова, уже сейчас существуют основания для последующей отмены единого госэкзамена:

"Российские законы имеют одну особенность – они никогда не являются долгоработающими. В любой ФЗ в течение 3-5 лет вносится такое огромное количество изменений и дополнений, что первоначальный смысл превращается в полную противоположность. Если разумные головы появятся, придет новый состав Госдумы, новый президент, ЕГЭ в той форме, в которой его сегодня пытаются внедрить, может быть отменен. Сегодняшний грандиозный скандал поспособствует этому. Полагаю, что нынешние руководители Рособразования и Рособрнадзора понимают всю пагубность явления, понимают к чему оно приведет, но жажда наживы ими движет больше, чем посылки разума. Многие из сегодняшних начальников – временщики, пытающиеся использовать свое служебное положение, чтобы как можно быстрее заработать как можно больше денег и потом покинуть страну".

(c)Денис Колчин, Накануне. RU – российское информационное агентство





Аналогичные новости:

  • Регионы будут сами выбирать, по каким предметам проводить ЕГЭ
  • С двойкой по ЕГЭ в вуз не примут
  • В 2008 году в МГУ будут свои вступительные экзамены
  • Математика и русский язык станут обязательным для сдачи в форме ЕГЭ
  • В этом году школьники будут сдавать ЕГЭ под контролем видеокамер