Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


Хай-тек индустрия требует рабочих рук

Автор:
Просмотров: 4734
Комментарии (0)

Обсуждение кадровых аспектов развития российского высокотехнологического комплекса началось с критики системы образования, все еще неспособной, по мнению большинства участников конференции, обеспечить потребности современного рынка. И как бы не сопротивлялись приверженцы традиционных устоев образования, доводы в пользу реформирования существующей модели звучат все чаще и убедительнее.

«Для подготовки инженеров в области высоких технологий традиционное понимание профессионального образования как усвоения определенной суммы знаний, основанного на преподавании фиксированных предметов, является явно недостаточным, - отметил в своем выступлении руководитель центра Московского государственного технического университета им. Баумана Валерий Балтян. – Более того, оно является существенным тормозом на пути формирования нового стиля мышления инженера. Основой образования должны стать не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, превосходное творческое владение методами познания и деятельности, поиск множества вариантов решения задач, методов системного подхода к выбору оптимальных решений удовлетворения потребностей потребителей. Необходимым элементом в области высоких технологий является обеспечение специальной подготовки по трансферу технологий, включающей усвоение знаний и формирование методов системного менеджмента и маркетинга предпринимательской деятельности».

Позицию министерства образования и науки как инициатора основных реформ в сфере высшего профессионального образования представлял на конференции ученый секретарь координационного совета в области техники и технологий Сергей Коршунов, заявивший, что образование нового поколения, прежде всего, будет нацелено на результат.

«Министерство планирует разработать стандарты и утвердить примерные образовательные программы для вузов, в которых будет прописан рекомендуемый учебный план, состоящий из суммированных программ учебных дисциплин. Так же в них будет указано, какими компетенциями должен обладать выпускник - проинформировал Коршунов. - Программы станут ориентиром для вузов, имеющих государственное лицензирование, но при этом каждый вуз будет разрабатывать свои обязательные программы. Как это будет выглядеть на практике: к примеру, в программе «Бакалавр» будет прописано, какими знаниями должен овладеть выпускник по циклу математических дисциплин и так далее. Трудоемкость будет указана в диапазоне зачетной системы у всего цикла и базовой части. Причем, базовая часть будет упрощена, в ней уже не будет федеральной, региональной и вузовской компоненты. Вариативная часть полностью будет отдана на откуп вузам».

На вопрос из зала о «последствии всех этих решений», подразумевающий, прежде всего, введение программы «Бакалавр», Сергей Коршунов ответил, что «высококвалифицированный персонал наших вузов из ступеньки бакалавр-магистр сделает прекрасные непрерывные учебные планы». «В Европе это тоже понимают, - заметил представитель Минобрнауки. – Мы говорили с немцами и австрийцами об их опыте перехода на двухуровневую систему, и еще раз убедились, что ничего страшного в этом нет. В Германии тоже считают, что на некоторых специальностях бакалавриат неприемлем, и по этим специальностям обучают студентов пять лет. В данном случае бакалавриат у них является чисто формальной ступенью: допустим, если студент через какое-то время понял, что попал не туда, или за три года измучил преподавателей своей неуспеваемостью, ему выдается диплом бакалавра и предоставляется полная свобода. В то же время по многим специальностям схема «бакалавр-магистр» является наиболее оптимальной. И это признают не только в Европе. К примеру, на коллегии в феврале представитель авиапрома Троицкий заявил, что им нужны бакалавры и магистры, которым они предоставят разные поля для деятельности. А нам сейчас в образовании просто не хватает денег».

Отчаянное сопротивление многих вузов переходу к двухуровневой системе образования Коршунов объяснил «материальными соображениями». По его словам, менее сильные вузы боятся не получить лицензию на подготовку магистров, что приведет к потере части их финансирования. Единственный вопрос, на который не смог дать ответа представитель власти (впрочем, вопрос был поставлен им самим), - о применении новых правил лицензирования и аттестации вузов. Он так и сказал: «Я сам не понимаю, как теперь лицензировать, не аттестовывая. Сейчас приезжает комиссия, и, – стандарт на стол, учебные планы… А теперь сравнивать не с чем, потому что дисциплины не обязательные. Вуз что угодно может ввести. Думаю, здесь должны сыграть свою роль государственные профессиональные ассоциации, органы по аттестации и контролю качества».

Сергею Коршунову из Минобрнауки пришлось долго отвечать на вопросы о Болонской декларации, финансировании вузов, образовательных стандартах и целях реформ образования, но главной темой, собственно, были не инициативы министерства, а запросы высокотехнологического комплекса страны, о которых едва ли не в перерыве, при почти опустевшей аудитории, рассказал директор по науке Федерального научно-производственного центра ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» Валентин Крымов. По ходу его выступления выяснилось, что вовсе не споров о реформах высшего профессионального образования ждет высокотехнологический комплекс страны. «Правильное решение в том, что нам не нужно возрождать ПТУ, - совершенно неожиданно начал речь Крымов. – Высокотехнологичным предприятиям требуются совсем другие рабочие, более образованные и квалифицированные. Я не понимаю, почему мы говорим все время о каких-то далеких вещах, когда в стране не хватает хороших рабочих рук, и забываем о том, что окончательным производителем всех материальных благ все-таки являются рабочие. В следующем году количество выпускников школ будет равно количеству студентов, принимаемых в вузы, и непонятно, кто вообще будет работать. Сегодня объединили техникумы и профессиональные училища, а хорошо бы еще ввести и двухступенчатую подготовку. Например, мы для себя, в своих колледжах, проанализировали планы подготовки рабочего-токаря и техника по холодной обработке металла, и пришли к выводу, что многое дублируется по данным специальностям. Если сделать еще сквозную, двухступенчатую программу, то можно год или полтора сократить из общего учебного цикла без ущерба для подготовки квалифицированных специалистов».

Наталья Быкова





Аналогичные новости:

  • Российские вузы не успевают перейти на двухуровневую систему высшего образо ...
  • Отрицательные стороны Болонской системы для российского образования
  • Российских студентов заставят платить за диплом
  • МГИМО будет готовить кадры в области военно-технического сотрудничества
  • Выбор студента: бакалавриат или специалитет?