Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


Россия - меньше знаешь, крепче спишь

Автор:
Просмотров: 4517
Комментарии (0)

Российские парламентарии считают, что причиной низкого уровня научных познаний российских граждан является в первую очередь ухудшение качества образования. По их словам, в советское время уровень естественно-научного образования был очень высок, а сейчас образование все больше отходит от фундаментальности и дает более поверхностные знания.

Кроме того, политики предложили вспомнить о таком инструменте распространения знаний, как обществознание, который существовал в советское время, когда лекторы общества "Знание" ездили по стране и читали лекции на различные темы. Необходимо таким способом пропагандировать науку и в целом поднимать ее престиж, считают они.

Вместе с тем, некоторые законодатели усомнились в результатах опроса, проведенного ВЦИОМ. Парламентарии не могут допустить наличия в стране такого количества невежественных людей.

Как уже сообщали REGIONS.RU, 28% россиян уверены, что Солнце вращается вокруг Земли, а 30% "записали" первых людей в современники динозавров. Таковы данные опроса, проведенного на днях ВЦИОМ.

Респондентам предлагалось согласиться либо опровергнуть 13 утверждений. Среди предложенных социологами вариантов были как верные с научной точки зрения утверждения, так и распространенные заблуждения.

Помимо Солнца, Земли, первых людей и динозавров наибольшее затруднение у респондентов вызвали утверждения: "Антибиотики убивают вирусы так же хорошо, как и бактерии" (45% неправильных ответов и 30% - правильных) и "Вся радиоактивность - дело рук человека" (57% неправильных ответов, 30% - правильных).

Простыми вопросами для опрашиваемых стали про "очень горячий центр Земли" и "продолжающееся движение континентов". Неправильные ответы на эти вопросы дали лишь 8%.

В целом очень хорошие научные знания (10-13 правильных ответов) продемонстрировали 22% россиян, плохие знания (не более 5 правильных ответов) показали 27% от числа опрошенных. Остальные участники дали правильные ответы на 6-9 вопросов.

Стоит отметить, что интерес к науке и технике уживается у россиян с верой в бога (55%), судьбу (42%), приметы (23%), воздаяние за грехи (19%), сверхъестественную силу (16%), гороскопы (10%). Только 18% опрошенных отмечают, что не верят ни в какие сверхъестественные силы и явления. С 2005 года их доля несколько увеличилась (с 14% до 18%). Одновременно возросла и доля тех, кто верит в приметы (с 18% до 23%), и фаталистов (с 35% до 42%).

Подобный опрос был проведен и среди жителей стран Евросоюза. К нашему огорчению, европейцев, обладающих очень хорошими научными знаниями, оказалось значительно выше – 43%. Правда с утверждением, что Солнце вращается вокруг Земли, в Евросоюзе согласилось даже большее число опрошенных – 29% .

Директор ВЦИОМ по коммуникациям Игорь Эйдман такие ошеломляющие результаты связывает не только со снижением общего уровня образования за последние десятилетия, поскольку это коснулось только самых молодых. "А вот на людей, которые получили в советских школах добротное естественнонаучное представление о мире, повлияло засилье лженаучной, мистической и религиозной информации из источников, которым они привыкли доверять. Поток псевдознаний с экрана телевизора и со страниц респектабельных печатных изданий просто вытеснил из их сознания то, что было заложено в него в детстве и юности", - сказал он журналистам.

Корреспондент REGIONS.RU "Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с просьбой прокомментировать данные опроса.

"Необходимо подумать о таком великолепном инструменте распространения знаний, который существовал в советское время, как обществознание", - предложил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского АО Юрий Шарандин.

"Люди, занимающиеся серьезным делом, ездили по городам и весям и читали лекции на различные темы, например, "Есть ли жизнь на Марсе?", и это было очень интересно", - рассказал сенатор.

"Распространение знаний таким способом – мощнейший и, пожалуй, единственный рычаг, который на сегодняшний момент может исправить ситуацию, так как только распространение знаний может дать людям представления о научных фактах и достижениях", - подчеркнул глава комитета. По словам сенатора, "можно только выразить сожаление, что треть россиян не знают, что Земля вращается вокруг Солнца, и пожелать, чтобы люди побольше читали". "Надо возрождать обществознание и пропагандировать таким образом науку", - подытожил Ю.Шарандин.

"Есть несколько причин, по которым уровень научных знаний российских граждан падает, и в первую очередь это ухудшение качества образования", - считает председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Удмуртской республики Виктор Шудегов.

"Наше образование все больше отходит от фундаментальности, молодежь сегодня читает только то, что нравится, и не стремится до самой глубины познать науку", - отметил сенатор.

"Если в тестах по ЕГЭ есть тот или иной вопрос, то школьники его знают, если нет – он остается "за кадром", - подчеркнул парламентарий. По словам главы комитета, "в советское время уровень естественно-научного образования был очень высок, и если бы выпускник школы хотя бы на тройку сдал экзамен по физике, таких заявлений про Солнце просто быть не могло".

"Это важнейшие вопросы – как устроен мир, что является центром, как движутся планеты, и тот факт, что людям сегодня не хватает таких знаний, это – укор нашему сегодняшнему образованию", - заявил В.Шудегов. Еще одной причиной, считает сенатор, является то, что "органы власти часто дают разрешения всевозможным шарлатанам".

"Чего у нас только нет – и маги, и экстрасенсы, происходит замена научных знаний и доказательств гаданиями, предсказаниями", - подчеркнул глава комитета. "Часто и пресса играет отрицательную роль, например, в обсуждении клонирования, которое все хором осудили, но ведь речь не идет о клонировании человека, а лишь отдельных органов – например, уже доказано, что можно вырастить здоровый костный мозг из клеток и безнадежно больному человеку имплантировать", - рассказал парламентарий.

"Я уверен, что те, кто сегодня осуждали клонирование, завтра первыми же обратятся к достижениям науки, если встанет вопрос об их жизни или смерти", - добавил он. "Нужно целенаправленно развивать нашу науку и поднимать ее престиж, тогда подобных заявлений не будет", - заключил В.Шудегов.

"Я не могу найти никаких объяснений столь безграмотным ответам россиян и подвергаю сомнению результаты этих исследований", - заявил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, представитель в СФ от Государственной думы Астраханской области Геннадий Горбунов.

"Зависит от того, какую возрастную категорию опрашивали: если молодежь, то они могут и не знать, хотя тоже странно, их этому учат в школе", - отметил сенатор. "Более старшие поколения не могут давать таких ответов, нас хорошо учили в школе", - добавил парламентарий. По мнению главы комитета, обвинять телевидение в том, что оно дает много лживой информации, тоже не стоит. "Нельзя вешать на телевидение всех собак, не может быть, чтобы из-за этого треть российских граждан не знали, что Земля вращается вокруг Солнца", - считает сенатор. "Возможно, среди опрошенных было много людей приезжих, малообразованных? Другого объяснения этому я дать не могу", - заключил Г.Горбунов.

Первый вице-спикер Госдумы, член комитета по образованию и науке Олег Морозов убежден, что низкий показатель уровня знаний россиян связан с "изменением некогда очень эффективной системы образования". "Мы не только исказили ее, но и чересчур увлеклись копированием западных схем, которые были не всегда лучше, чем наработанные в Советском Союзе", - заявил он.

"Когда сбиваются ориентиры и рушатся старые системы, всегда бывает некий провал. Поэтому поколению, которое училось в школах в 90-е годы, меньше всего досталось внимания государства и общества. А там, где человек не получает научные знания, он их получает от шарлатанов", - подчеркнул парламентарий. "В советское время давалась базовая подготовка практически по всем предметам и все точно знали, что люди произошли не от динозавров", - отметил депутат.

Сегодня, констатировал первый вице-спикер, "система образования в Европе более стабильная и устойчивая, чем в России. Поэтому и результаты опроса у них более высокие". "Если же сравнить нынешнюю европейскую систему образования с советскими временами, то она была хуже", - заключил Олег Морозов.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев отметил, что "не готов доверять опросу ВЦИОМ, потому как их выводы не объективны". "Я вынужден констатировать, что образовательный уровень за последнее десятилетие очень упал", - заявил он.

Депутат рассказал, что "Россия пережила ряд реформ в сфере образования, в результате которых развалилась очень серьезная школа: высшая и средняя. Развалились также библиотечная система и система обеспечения знаний соответствующими научными материалами и учебниками, на которые были направлены огромные ресурсы, чтобы мы были самой читающей нацией с достаточно большим количеством образованных людей". "Сейчас, к сожалению, появилось многообразие, и система образования стала иметь только некий федеральный компонент. Если раньше среднее образование давало определенную сумму знаний, которая позволяла каждому человеку быть полноценным членом общества, то сегодня качество преподавания намного снизилось", - подчеркнул парламентарий.

Зампред комитета убежден, что такие показатели проведенного ВЦИОМ опроса не связаны с засильем псевдонаук и мистической информации. "Все зависит от системы образования, которая раньше была более серьезной и развитой, а сегодня она стала более примитивной. Поэтому и сумма знаний, получаемая школьниками, была больше", - уверен А.Чуев.

На вопрос о том, почему уровень знаний европейцев, отвечавших на аналогичные вопросам ВЦИОМ, был лучше, парламентарий ответил, что "свою реформу образования европейцы проводили достаточно давно. Они отказались от многих вещей, которые мы только сейчас начинаем использовать. Поэтому за последнее десятилетие образование в Европе приобрело более качественное развитие". "В европейских странах достаточно серьезно налаженные системы образования и информирования. Поэтому такая подача знаний дает возможность отвечать на простые вопросы однозначно", - подытожил Александр Чуев.

"Такой низкий показатель уровня знаний наших сограждан связан с общей деградацией школьного образования", - заявил член Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Владимир Рыжков.

Парламентарий рассказал, что "показатели школьного образования фиксируется многими объективными экспертными международными исследованиями". "Международный тест PISA, проводимый раз в несколько лет по совершенно жесткой методике, опрашивает школьников из обычных школ разных стран, позволяя тем самым оценить уровень их знаний по нескольким профилям. И если в начале 90-х годов по этому рейтингу мы уверено входили в десятку наиболее успешных школьных систем мира, то по последнему исследованию у нас 27 место из 35 стран мира. И этот отрыв от лидеров – финской системы образования, чудовищный по всем направлениям", - отметил В. Рыжков.

"Зафиксированные результаты опроса ВЦИОМ соответствуют показателям деградации школьной системы. Это связано с тем, что профессия учителя – одна из самых низкооплачиваемых категорий. Поэтому активная часть учительского корпуса ушла из школ за эти годы, а пополнение талантливой и способной молодежью очень маленькое", - считает парламентарий.

"Наше государство все время декларирует, что думает о людях, но объективные вопросы показывают, что деградация идет достаточно сильно. Я согласен с тем, что само государство, и особенно телевизионные госканалы, во всю пропагандируют псевдознания. Утром нам могут рассказать, что если пить керосин, то пройдут все болезни, а если натереть пятки картошкой, то резко улучшится сон. Именно такая псевдоинформация забивает головы наших граждан с утра до вечера. Поэтому в условиях плохого образования и такого культивирования мистики и суеверий все приводит к тому, что общество дисквалифицируется в целом. Это тревожный сигнал, который, я надеюсь, будет услышан", - подытожил Владимир Рыжков.

REGIONS.RU





Аналогичные новости:

  • Бюджетных мест в вузах много не бывает
  • Сергей Миронов: ЕГЭ – это слабый эксперимент, который необходимо отменить
  • Знания через интернет: электронно-библиотечные системы
  • Специалисты возвращаются в бюджетную сферу
  • Виктор Садовничий призывает повысить статус учителей и научных работников