Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


От студента до судьи

Автор:
Просмотров: 7738
Комментарии (0)

Чтобы занять должность судьи, необходимо получить высшее юридическое образование, затем 5 лет проработать в должности, требующей юридического образования, сдать квалификационный экзамен, получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. Чтобы стать настоящим судьей, необходимо неизмеримо большее — учиться всю жизнь. Такого мнения придерживается наш собеседник — Валентин ЕРШОВ, ректор Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, федеральный судья в отставке.

— Валентин Валентинович, сетования на нехватку квалифицированных кадров в судебной системе страны звучат постоянно, причем на фоне утверждений о масштабном «производстве» и даже «перепроизводстве» юристов в учебных заведениях России.

— Приведу конкретные цифры. В федеральных судах общей юрисдикции вакантна каждая десятая должность. Не занята четверть штата судей арбитражных судов. Свободна каждая пятнадцатая должность мирового судьи. То есть в судах страны существует нехватка около четырех тысяч судей. При этом ежегодно дипломы юристов получают примерно 160 тысяч человек. Но выпускники вузов не отвечают установленным федеральным законом требованиям к претендентам на должность судьи по возрасту и стажу юридической работы. А главное — выпускники вузов не подготовлены для работы именно в судебной системе. В этой связи, на мой взгляд, имеется острейшая необходимость в специализированной подготовке кадров для судебной системы. До 1998 года ни одно высшее учебное заведение не осуществляло целенаправленную подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным юридическим образованием для работы в судебной системе.

— Российская академия правосудия как государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и была создана для того, чтобы этот пробел ликвидировать. Эти надежды оправдались?

— Наши задачи шире, чем только обучение студентов. Концепция академии основана на нескольких базовых принципах: обучение судьи должно быть специализированным, обязательным, основанным на фундаментальной и прикладной теории права и длиться в течение всей его профессиональной деятельности. И отсюда уже вытекают и организация деятельности академии, и ее структура с юридическим колледжем, тремя факультетами подготовки специалистов для судебной системы, двумя факультетами повышения квалификации и десятью филиалами в крупнейших городах страны. Почти две трети профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени кандидата или доктора юридических наук, примерно треть — ученые звания доцента или профессора. У нас работают свыше двух тысяч человек и обучаются более 13 000 студентов.

А оправдались ли надежды? Судите сами: из выпускников 2005 года, а это более четырехсот человек, почти половина работают именно в судебной системе, в том числе в Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ. А всего за четыре первых выпуска академия дала путевку в юридическую профессию полутора тысячам специалистов.

Но сегодня мало подготовить хорошего юриста, надо подготовить юриста, который мог бы эффективно работать судьей, работником аппарата суда или Судебного департамента. Это естественным образом повышает требования к качеству образования выпускников вузов. И как раз здесь есть методологические проблемы.

Любая подготовка должна строиться на базе определенных стандартов и с учетом ясных требований. Еще в 2001 году Министерство образования России, утверждая межведомственную программу «Развитие юридического образования в Российской Федерации», рекомендовало ректорам высших учебных заведений «предусмотреть возможность целевой подготовки юридических кадров для органов суда». За полгода до этого министерство утвердило перечень государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения 44 дополнительных квалификаций. К сожалению, есть требования для получения 18 дополнительных квалификаций «Менеджер…» и только одно требование по специальности «Юриспруденция» для получения квалификации «Консультант по правовому обеспечению предприятия». Специализированная подготовка студентов для работы в судебной системе не предусмотрена как государственным обязательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров и магистров по специальности «Юриспруденция», так и упомянутым перечнем.

— Значит, министерские рекомендации заниматься специализированной подготовкой студентов для работы в судебной системе вам дали, а какой она должна быть, не сказали? Как же вы выходите из ситуации?

— Преподаватели академии самостоятельно разработали и преподают спецкурсы, которые приближают студента к будущей работе, например, организация судебной деятельности, судебная статистика, доказывание и доказательства в гражданском и арбитражном процессах, особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел в судах общей юрисдикции, судебная защита прав участников рынка ценных бумаг, рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании ненормативных правовых актов и другие.

Собственный опыт убедил нас в том, что назрела модернизация содержания и структуры подготовки студентов с учетом современных требований к работникам судов. Предлагаю сформировать авторитетную экспертную группу из ведущих специалистов юридических вузов и представителей судебных органов для разработки госстандарта подготовки бакалавров и магистров с присвоением квалификаций «Юрист со специализированной подготовкой для работы в суде» и «Юрист со специализированной подготовкой для работы в Судебном департаменте». И, конечно, не откладывая дело в долгий ящик, подготовить и внедрить этот стандарт.

Есть необходимость внести изменения и дополнения в Закон РФ «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые бы устанавливали правовой статус специалистов, бакалавров и магистров. Нуждаются в укреплении материально-техническая база и инфраструктура вузов. Необходимо создать эффективный механизм трудоустройства выпускников вузов в суды и подразделения Судебного департамента.

Во всяком деле нужны система и перспектива. Если к решению кадровой проблемы судов подходить с этой позиции, то необходимо создать систему из нескольких звеньев. На первом этапе — юридические факультативы в школе. На втором — специализированное обучение в колледже и вузе. На третьем — специализированная переподготовка судей сразу после назначения. На четвертом этапе — обязательное повышение квалификации судей один раз в три года.

— Претендентам в судьи требуется минимальный юридический стаж в пять лет. И все-таки, наверное, далеко не каждый юрист с таким стажем сразу готов к работе судьей?

— Статистика работы многих экзаменационных комиссий при квалификационных коллегиях судей в субъектах Российской Федерации весьма показательна: почти половина претендентов на должности судей не могут показать даже удовлетворительный уровень освоения тех знаний, которые необходимы судьям. А по сложившейся практике примерно треть даже из тех претендентов, кто получил положительные оценки на экзаменах, а затем и рекомендацию квалификационной коллегии судей, опыта судейской работы не имеют. Именно в связи с остротой проблемы первичной подготовки судей в академии подготовлен вариант специализированной переподготовки вновь назначенных федеральных судей в течение шести месяцев. Мы предлагаем три месяца посвящать углубленному изучению материального и процессуального права и три месяца — стажировке в судах всех уровней. Порядок, сроки переподготовки, состав судей, привлекаемых к преподаванию, должны определять соответственно Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

— Пока мы говорим о подготовке, так сказать, новичков на судейском поприще. Но вот существует такой подсчет: для развития профессионального уровня судейского корпуса в целом надо ежегодно повышать квалификацию примерно 18 тысячам судей. Академия же, как известно, пропускает через себя около 6 тысяч. Отсюда вопрос: что надо сделать, чтобы академия как профильный вуз судебной системы смогла выйти на новый уровень?

— Развивать базу академии, как ее головной части в Москве, так и филиалов. Их сейчас у нас 10. Учебная база в Москве нуждается в серьезном расширении. У нас есть конкретные предложения по реконструкции существующих зданий и строительстве нового. Но при нынешнем финансировании мы существенно вперед не продвинемся.

С целью глубокого изучения изменений и дополнений в российское законодательство, а также современной правоприменительной практики судья должен повышать свою квалификацию один раз в три года. Академией подготовлен соответствующий проект федерального закона, который мы будем вносить на заседание пленума Верховного Суда РФ.

На наш взгляд, Российская академия правосудия должна выполнять государственный заказ на специализированную подготовку юристов со средним и высшим юридическим образованием для судебной системы, переподготовку вновь назначенных федеральных судей, повышение квалификации федеральных и мировых судей, фундаментальные и прикладные научные исследования по теоретическим и практическим проблемам судебного правоприменения и законопроектной деятельности судов. Как будут на практике решаться эти задачи? На сегодняшнем этапе ответ на этот вопрос зависит прежде всего от законодательных органов государственной власти России.

Беседовал Анатолий АВТАМОНОВ





Аналогичные новости:

  • Профессиональных судей будут готовить на Урале
  • В России впервые открылся факультет для судей
  • Д. Медведев призывает навести порядок в системе подготовки юристов
  • Юридическое образование - вопрос количества и качества
  • Минобрнауки может лишить ряд вузов права на подготовку юристов