Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


Путевка в вуз

Автор:
Просмотров: 6198
Комментарии (0)

Конец февраля и начало марта - пора «показательных выступлений» столичных вузов. В это время в них проходят традиционные Дни открытых дверей, на которых будущие абитуриенты могут не только получить для себя ответ на сакраментальный вопрос «Куда пойти учиться?», но и узнать о том, как лучше подготовиться к поступлению в выбранное учебное заведение.

Эта дорога ведет к вузу?

Сегодня к храмам знаний ведут сразу несколько дорог, и абитуриенты вправе пойти по любой из них. Первый и, пожалуй, самый короткий путь выбирают очень уверенные в себе люди. Они считают, что для поступления им вполне достаточно одних только знаний, приобретенных за время обучения в средней школе. Однако, по мнению директора Центра довузовской подготовки Московского государственного областного университета Александра Крохина, такой подход, достаточно действенный еще лет двадцать назад, сегодня положительных результатов почти не дает. Нередко абитуриенты переоценивают свои знания, что приводит к провалам на экзаменах, и следующий год своей жизни ребята вместо учебы в выбранном вузе тратят на подготовку к поступлению.

Второй путь - обращение к услугам репетиторов. Систематические занятия с квалифицированными педагогами, которые к тому же хорошо представляют себе специфику экзаменационных требований в конкретных вузах, приводят к довольно высокой результативности при поступлении: примерно девять из 10 человек, занимавшихся с репетиторами, набирают проходной балл.

Увы, обещаниям гарантированного поступления в выбранный вуз - чем завлекают многие преподаватели, ссылаясь на свои связи, - доверять нельзя. Например, в Государственном университете - Высшей школе экономики используется компьютерная проверка экзаменационных тестов абитуриентов. Это новшество сейчас оценивают коллеги из других учебных заведений. И не исключено, что в ближайшие годы доля преподавателей, которые смогут «повлиять» на результаты экзаменов, снизится во всех вузах.

Третий, наиболее распространенный в последние годы путь, к которому прибегают примерно 80% абитуриентов, - это занятия в системе довузовской подготовки. Такая система действует почти при каждом учебном заведении. Именно этот путь, нередко в сочетании с репетиторством, становится для большинства абитуриентов гарантией успешной сдачи экзаменов. При этом формы довузовской подготовки могут быть разными. Наиболее распространенные из них - подготовительные курсы при вузах, профильные классы в средних учебных заведениях и специализированные учебные заведения вроде лицеев для учащихся старших классов.

Подготовительные курсы

В большинстве как государственных, так и негосударственных вузов существуют два типа подготовительных курсов (в ряде случаев их называют также подготовительными отделениями или факультетами). Во-первых, это вечерние курсы. Они ориентированы на учащихся 8-11-х классов, которые могут посещать занятия только после того, как закончились уроки в школе. Как правило, в программу таких курсов входят предметы, по которым будущим абитуриентам предстоит сдавать экзамены. Проректор по учебной работе Московского архитектурного института (Государственной академии) Герман Орлов считает, что обучение в системе вечерних подготовительных курсов не только помогает школьникам подготовиться к сдаче экзаменов, но и адаптирует их к процессу последующего обучения в вузе. Многие слушатели не знают, что их ждет, когда они станут студентами. В процессе занятий отсеивается довольно большая часть от общего числа записавшихся. Нередко школьники понимают, что еще не готовы к обучению в напряженном ритме, разочаровываются в выбранном институте, не справляются с учебной программой. Подготовительные курсы помогают вовремя понять, правильно ли потенциальный абитуриент выбрал будущую специальность и вуз, постепенно приучают школьников к удлиненным «урокам», знакомят с преподавательским составом и, конечно, дают основательные знания по базовым предметам.

Помимо вечерних занятий во многих учебных заведениях существуют и дневные подготовительные курсы. Они полезны прежде всего тем, кто не смог с первого раза поступить в вуз или решил подготовиться к сдаче вступительных экзаменов после службы в армии. Дневная форма подготовительных курсов обычно предполагает ежедневный режим занятий (пять раз в неделю) продолжительностью шесть-восемь часов и наряду с базовыми предметами подразумевает посещение факультативных курсов, где изучаются основы выбранной специальности. По словам Германа Орлова, в идеале многие вузы стремятся трансформировать действующие у них дневные подготовительные курсы в так называемый нулевой поток, слушатели которого могли бы иметь значительные льготы и преимущества при сдаче вступительных экзаменов.

Следует отметить, что при поступлении на бюджетные (бесплатные) отделения государственных вузов слушатели как вечерних, так и дневных подготовительных курсов не имеют никаких льгот по сравнению с другими абитуриентами. Однако при выборе платной системы образования ситуация несколько иная. В этом случае в некоторых государственных учебных заведениях допускают досрочную сдачу вступительных экзаменов, по результатам которых проводят зачисление на первый курс платного отделения. Еще проще обстоят дела в негосударственных институтах или университетах: обычно зачетные экзамены на подготовительных отделениях в этих учебных заведениях приравниваются к вступительным, и уже в мае (еще до получения школьного аттестата) происходит предварительное зачисление выпускников на первый курс вуза.

Кроме дневных и вечерних подготовительных курсов в последнее время весьма бурно развивается система дистанционного (заочного) довузовского образования. В ее основе лежит общение учеников и преподавателей через интернет.

Профильные классы

Сегодня все больше директоров общеобразовательных средних школ стремятся ввести у себя систему профильных 10-11-х классов. Она подразумевает заключение договора между школой и вузом. По условиям этого договора, помимо всех обязательных предметов школьной программы, учащиеся углубленно изучают те дисциплины, по которым им предстоит сдавать вступительные экзамены в партнерский вуз. Такая система помогает детям определиться с выбором специальности, дает хорошие знания и облегчает процесс сдачи вступительных экзаменов. Если речь идет о коммерческих вузах, обучение в профильном классе предоставляет выпускникам школ дополнительные льготы при поступлении.

Важной частью системы довузовской подготовки является также создание специализированных лицеев, в которых обучаются школьники 9-11-х классов. Учащихся таких заведений предметам обязательной школьной программы (зачастую подразумевающей углубленное изучение некоторых дисциплин) обучают учителя, а курсы по введению в специальность читают вузовские преподаватели, перенося занятия из школьных классов в аудитории высших учебных заведений.

В зависимости от решения руководства обучение в лицеях и специализированных классах средних школ может быть и платным, и бесплатным. Зачисление в них проводится или на конкурсной основе (в результате экзаменов либо собеседований), или по факту подачи заявления и оплаты. При поступлении на бюджетные отделения государственных вузов те, кто воспользовался этой формой довузовской подготовки, не имеют никаких льгот, а при поступлении на платные отделения вопрос о льготах решается руководством вузов.

Иначе обстоят дела в лицеях и школах, организованных негосударственными платными учебными заведениями. Так, по информации проректора по работе с филиалами и дополнительному образованию Московской академии экономики и права Наталии Кивва, при некоторых вузах такого типа существуют платные школы-лицеи для учеников 8-11-х классов. В этих лицеях выпускные экзамены не только приравниваются к вступительным, но и допускают возможность зачисления на первый курс по форме экстерната. В последнем студенты обучаются несколько месяцев, после чего досрочно переходят на второй курс. Занятия в таких школах-лицеях, как и последующее обучение в вузах, являются платными.

Интересным примером комплексного решения вопросов довузовской подготовки может служить опыт Международного университета в Москве. Кроме лицея гуманитарно-экономического профиля для учащихся 9-10-х классов университет активно работает с учащимися столичных и региональных школ. Причем работа ведется не только с выпускными классами. «Поскольку сейчас родители будущих абитуриентов стремятся как можно раньше определиться с выбором вуза для своих детей, мы ведем работу и с учащимися 7-х и 8-х классов, - рассказывает первый проректор Международного университета в Москве Александр Берлин. - Мы проводим для школьников тематические олимпиады, результаты которых учитываются при поступлении в наш университет. Наше ноу-хау - это профориентационные семинары на факультетах, позволяющие будущим специалистам разобраться в тонкостях выбранной профессии. Эти семинары проводят преподаватели университета, действующие специалисты-практики соответствующих направлений».

Самообразование обучению не помеха

Если абитуриенту приходится сдавать вступительные экзамены, то никакая из перечисленных форм довузовской подготовки не может ему гарантировать попадание в вуз. Успех здесь будет во многом определяться его интересом к выбранной специальности, а также желанием расширять свои знания путем самообразования.

Большинство специалистов, так или иначе связанных с разработкой программ довузовского образования, считают, что школьники окончательно выбирают для себя специальность и вуз не раньше 8-го класса. Таким образом, уже начиная с этого момента будущим абитуриентам имеет смысл посещать (в том числе и вместе с родителями) Дни открытых дверей или специализированные образовательные выставки, которые помогут определиться с выбором профессии.

gzt.ru





Аналогичные новости:

  • Как выбрать подготовительные курсы
  • Подготовься к ЕГЭ в экспресс-режиме!
  • Что лучше: курсы в вузе или индивидуальный репетитор?
  • Нужно ли тратить деньги на репетитора?
  • Как поступить в ВУЗ?