Факультет.ру

Интересное в сети

Опрос

Что вы хотите видеть на сайте?

Карьера и работа
Психология успеха и отношений
Учебные материалы
Форум
Знакомства
Развлечения

Популярное на сайте


Сдать сессию? Легко!

Автор:
Просмотров: 10915
Комментарии (0)

Близится зимняя сессия. И это интервью подготовлено нами для того, чтобы помочь Вам сдать экзамены хорошо, качественно и с минимальным напряжением.

– Самый тяжёлый день в сессии для многих – это день накануне экзамена. Именно перед экзаменом напряжение достигает максимума. Посоветуйте, как избежать этого, какие приёмы применить для психологического расслабления перед экзаменом?

– Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, "страшными мыслями": вот вы вошли в класс, вот тянете билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена. Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого "предстартового" волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый "доведением до абсурда". Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.

По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.


– Скажите, а как лучше распорядиться временем, что даётся на подготовку ответа на экзамене? Есть ли тут какие-нибудь тонкости?

– Конечно есть. Для наиболее эффективной подготовки к ответу я посоветую следующее:

Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, но для вас легче.

Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.

Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20-25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, – это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.

Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.

Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.

Если вопрос состоит из нескольких частей, выделите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.

Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.

Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключении придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.


– Как быть, если вдруг обнаружилось, что мне попался вопрос, по которому я могу сказать очень немного...

– Прежде всего, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: "Что я знаю" (или просто поставьте "+"), на правой – "Что мне неизвестно" (или "-"). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа – правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, "дыры", пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т.п.


– А что делать, если во время ответа от волнения я на полуслове забыла, о чем надо говорить?

Прежде всего не теряйте голову. Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее – такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так – смело продолжайте ответ. Если нет – посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили.

И ещё: если вы уже продолжили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда "потеряли мысль", или о чем забыли сказать,- ничего страшного! Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: "Да, я еще забыл сказать о ..." Говорите, например, так: "Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить..." или так: "Кроме того, надо сказать, что ...", "Следует подчеркнуть".


– На экзамене бывают разные ситуации. Иногда экзаменатор очень хочет завалить кого-то на экзамене. Что делать, если тебя не слушают, в резкой и неприятной форме перебивают, требуют что-то уточнить, повторить или еще хуже, "кидают" неприятные реплики?

– Постарайтесь не воспринимать это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное – сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться.


– А вот такая ситуация: я оговорилась, и все стали смеяться.

– Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы – дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми – и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.


– А как быть, если неожиданно задают дополнительный вопрос?

– Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.


– Ну и в завершении нашего интервью, ещё несколько полезных советов.

Одна из самых неприятных ситуаций – вы ошиблись во время ответа. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;

И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора – пусть оно не покидает вас и во время экзамена.


Интервью с Ксенией Викторовной Каравко, психологом колледжа связи и информатики.

Скоро зимняя сессия, и, для тех, кто учится, это означает , что впереди бессонные ночи за книгами. У всех нас существуют свои способы сдачи экзаменов – от ювелирного исполнения шпаргалок до примет. Однако есть ряд немаловажных психологических хитростей, учитывая которые вы сможете повысить свои шансы на успех...

Итак, книги прочитаны, шпаргалки готовы, завтра вам предстоит встреча с преподавателем, причем далеко не в лучшей для вас форме. Подготовка, конечно, это хорошо, но от вашего поведения на само экзамене зависит очень и очень многое...

1. Идти в конце или в начале?

И у студентов, и у преподавателей есть стереотип "Сильные идут первыми". Поэтому, если вам хочется получить оценку, прямо скажем, превосходящую ваши знания, лучше идти ибо в самом начале – до того, как ответили самые сильные студенты – преподавателю еще не с чем сранивать – либо в конце, после того, кто заведомо слабее вас – ваш ответ будет выглядеть выигрышнее по контрасту с предыдущим.

2. Начинайте рассказывать с того вопроса, который лучше всего вам известен.

Если вы ответите первый вопрос на уровне, до следующего дело может просто не дойти.

3. Если помните конкретные факты, цифры даты – акцентируйте на них внимание в момент произношения. Это большой плюс вам, и, следовательно, не должно остаться незамеченным.

4. Если вы списали вопрос со шпаргалки, не поленитесь, перед ответом прочитайте и постарайтесь запомнить написанное. Студент, который не помнит то, что он сам написал только что - неизбежно будет признан списывающим.

5. Демонстрируйте уверенность. Если преподаватель счел уместной шутку, поддержите ее. Излишняя серьезность подчеркнет вашу неуверенность и слабое знание предмета.

6. Если преподаватель вас слушает, но у вас есть подозрения, что ответ ему совсем не нравится, попытайтесь с помощью риторических вопросов вовлечь его в дискуссию.

7. Если вам задали вопрос, ответа на который вы не знаете, начинайте рассуждать вслух. Есть шансы, что преподаватель включится в диалог. В конце любого ответа делайте выводы.

8. Отвечая по не очень хорошо знакомой теме, старайтесь не касаться тех терминов и определений, из которых вы ничего не знаете. Есть шанс, что преподаватель попросит вас уточнить. Напротив, близкие и хорошо знакомые вам понятия должны фигурировать ответе как можно чаще.

9. Если вам делают замечание, внимательно выслушайте, согласитесь. Если замечание касалось того, что тема была раскрыта не полностью, извинитесь, скажите, что не придали этому значения и немного порассуждайте на эту тему.

10. Пока ждете своей очереди, внимательно слушайте ответы товарищей по несчастью и те вопросы, что задает им преподаватель. Не исключено, что вам придется отвечать на схожие.


Ольга Ясина





Аналогичные новости:

  • Экзамен: как правильно отвечать на дополнительные вопросы и реагировать на ...
  • Советы первокурснику
  • Шпаргалки
  • Знакомьтесь - сессия!
  • Успеть надышаться перед …ЕГЭ